Минфин дал автовладельцам советы по ОСАГО

Минфин выпустил разъяснения «в связи с участившимися обращениями граждан» на отказы страховщиков в продаже полисов ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг при продаже обязательной «автогражданки».

Учитывая положения закона об ОСАГО и публичность договора ОСАГО, страховая организация обязана оказывать эти услуги каждому, кто к ней обратился. «Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги не допускается», – указывает в своём письме Минфин.

В соответствии с п. 14 правил ОСАГО и ст. 435 Гражданского кодекса (об оферте) страхователь вправе направить заявление о заключении договора обязательного страхования (предложение-оферту) по утверждённой форме с приложением предусмотренных правилами ОСАГО документов. Это предложение-оферта может быть направлено почтой с уведомлением о вручении.

Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ, страховщик обязан в течение 30 дней со дня получения этой оферты направить страхователю извещение об акцепте, отказе от акцепта или акцепте на иных условиях. Если страховая компания не исполнит эту обязанность, страхователь сможет пожаловаться на неё в Банк России, Федеральную антимонопольную службу, Роспотребнадзор или обратиться в суд. К жалобе следует приложить документы, подтверждающие переписку со страховой компанией, – подчеркивает Минфин.

Советы автовладельцам

Помните: отказ страховой компании от заключения договора ОСАГО (в том числе по причине отсутствия бланков полисов), навязывание дополнительных услуг и продажа полиса ОСАГО по завышенной цене (применение неверного коэффициента «бонус-малус») – это нарушения закона. Не оставляйте их безнаказанными!

Если в офисе страховой компании вам отказывают в продаже ОСАГО, навязывают дополнительные услуги, продают полис по завышенной цене – фиксируйте эти нарушения всеми доступными способами: требуйте от страховщика выдать вам отказ в письменном виде, ведите аудио- или видеозапись, привлекайте свидетелей.

На отказ страховой компании от заключения договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг и продажу полиса ОСАГО по завышенной цене жалуйтесь в прокуратуру, Роспотребнадзор, ФАС и Центральный банк. К жалобе прикладывайте все собранные доказательства допущенных нарушений.

Если в офисе страховой компании полис ОСАГО приобрести не удалось, направьте в компанию заявление о заключении договора ОСАГО по почте, приложив к нему копии своего паспорта, ПТС, водительских удостоверений лиц, допускаемых к управлению, и диагностической карты автомобиля.

Вопросами продления ОСАГО займитесь заблаговременно – не меньше, чем за месяц до окончания действующего полиса. В противном случае вы рискуете столкнуться с необходимостью ездить без страховки, что чревато последствиями.

Источник: АСН